Физические и психологические травмы, испытываемые в детстве, могут стать звеньями зловещей цепочки, тянущейся из поколения в поколение.

 

 У некоторых взрослых даже не возникает мысли, что нака­зывать физически - это неправильно и грозит последствия­ми. Даже будучи взрослыми, дети, пережившие любые виды насилия в семье, отличаются частыми депрессивными со­стояниями, которые проявляются в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна, постоянной раздражительности и т. п. Зачастую мы даже не понимаем, что некоторые «сюрпризы» подарены нам наши­ми родителями, которые, правда, думали, что наказывали нас для нашего же блага...

 

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

 

Жестокое обращение с детьми - это суровая реальность нашей жизни. Все чаще истории о насилии над детьми появ­ляются на страницах газет и на телевидении. А в это время тысячи, миллионы детей во всем мире сжимаются от страха и боли не перед кем-нибудь, а перед собственными родите­лями.

До сих пор физическое наказание - это «норма» воспита­тельного процесса. «Для твоего же блага», - говорит и дума­ет такой родитель, калеча своего ребенка. Естественно, что выбор этого принципа связан сего личной семейной истори­ей. Сам переживший в детстве постоянные и жестокие оби­ды, родитель предпринимает суровые, даже насильствен­ные меры, обижая и унижая своего ребенка лишь для того, чтобы впервые в жизни удовлетворить свою собственную потребность в уважении. Конечно, родитель должен воспи­тывать своего отпрыска по каким-то правилам, держать его в определенных рамках, но если каждый его шаг контролиру­ют, а в случае сделанной ошибки угрожают или запугивают, растущая личность ребенка уничтожается.

 

КАК ЖЕ СПРАВИТЬСЯ С ПЛОХИМ ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА?

 

Психологи утверждают, что наказание имеет тройное зна­чение. Во-первых, оно должно исправить вред, причинен­ный плохим поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить, по возможности, сломанную игрушку. Во-вторых, наказание направлено на то, чтобы та­кие действия больше не повторялись. Но третье, и главное, значение заключается в снятии вины. «Провинность» являет собой некую отчужденность во взаимоотношениях с прови­нившимся. Предстоящее наказание должно снять эту вину.

 

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НАКАЗАНИЕ РЕБЕНКА

  • Наказание не должно причинять вреда - физического или психологического.
  • Нельзя наказывать «для профилактики»! Наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.
  • Наказание должно быть одно и сразу за все, даже если дитя натворило сто бед подряд. Применять целый «ком­плекс» карательных мер недопустимо!

•Наказание не должно отменять награды. Нельзя ли­шать ребенка того, что уже было подарено ему прежде. Не рекомендуется в качестве наказания нарушать данные ему ранее обещания, если это не было специально оговорено. Можно заранее предупредить: «Если ты сделаешь то-то и то-то, в зоопарк в воскресенье не пойдем». Но заявить в вос­кресенье утром: «Ах так! Ты, оказывается, опять набезобраз­ничал? Ну, все, зоопарк отменяется!» - нельзя.

  • Наказание должно следовать сразу за «преступле­нием». Нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил месяц назад, пусть вы даже и узнали об этом только что. На­казание - разовая и непродолжительная акция, его нельзя растягивать надолго. Натворил - наказали - и точка.
  • Наказание должно быть неприятным для ребенка, справедливым, но ни в коем случае не унизительным! Ребе­нок должен понимать, что это не пустая демонстрация роди­тельской власти и родительского превосходства.
  • Наказание не должно быть шантажом. Нельзя мани­пулировать чувствами ребенка, угрожать ему тем, что вы будете огорчены его поведением. Если больше всего на све­те ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он ли­бо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.
  • Наказание должно быть последовательным. Обе­щали - выполняйте, то есть наказывайте. Бесконечное выяс­нение отношений с ребенком на одну и ту же тему - не луч­ший способ проводить время.
  • Наказание должно быть искренним. Искреннее выра­жение чувств обладает неизмеримо большей воспитатель­ной ценностью, чем тщательно продуманные, спланирован­ные и старательно разыгранные «выступления».
  • Смысл наказания должен быть совершенно кон­кретным: вам следует пресечь недопустимое поведение - нужно, чтобы ребенок вынес из своей ошибки позитивный опыт преодоления трудностей и убедился, что может решить проблему, которую сам же и создал.
  • Цель наказания - не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Раз уж мы, взрослые, взяли на себя такую отве­тственность, как «карать и миловать», мы должны не только следить за тем, чтобы ребенок соблюдал установленные правила, но и сами соблюдать их.